Икэбана

Икэбана - Ikebana

Икэбана - не просто искусство составления цветочных композиций. Икэбана - это способ выразить тонкую и изменчивую красоту природы. Икэбана - это предопределённая судьбой встреча растений и сосуда, цветка и ветки. С помощью икэбаны мастер открывает красоту мира.

Японцев, приступающих к изучению икэбаны, всегда знакомят с древней притчей, которая раскрывает суть лаконичной выразительности икэбаны: передать всего лишь через один цветок и один лист всё многообразие природы. Притча повествует о мастере Рикю, в саду которого росли великолепные цветы повилики. Сад был настолько прекрасен, что сам сёгун, правивший в то время, захотел посетить его. В назначенное время правитель появился у мастера Рикю и с удивлением обнаружил, что в саду нет ни одного цветка, лишь в комнате, где проводились чайные церемонии, находилась композиция из одного стебля повилики. Мастер срезал все цветы в саду, чтобы при помощи единственного цветка, показать их красоту.

Слово «икэбана» японское. В его составе два иероглифа: «икэ» (жизнь) и «хана» (цветок). Обычно «икэбана» переводят как «живые цветы» или «цветы, которые живут».

Скульптура – искусство, к которому ближе всего икэбана. Отличие лишь в том, что материал для ваяния здесь живой – ветви, травы, цветы. Японские мастера не создают пышных и нарядных букетов. Их творения лаконичны и могут состоять из весьма скромных растений. Каждая композиция построена по строгим законам, регламентирующим абсолютно всё: от выбора материала и принципов его расположения до сочетания с интерьером и окружающими предметами. Мастер икэбаны даёт цветам возможность выразить себя, показать красоту природы, достичь совершенства. Даже следуя строгим правилам аранжировки композиций, художник владеет неисчерпаемыми возможностями для творчества.

Так кто же всё-таки может изучать искусство икэбаны? Любой человек, который способен уловить и тонко прочувствовать все грани природной красоты. Человек, знающий, принципы конструирования природного материала. Эти принципы довольно сложны, и только под руководством опытного мастера можно постичь все секреты и нюансы этого искусства. Икэбана – это занятие для терпеливых людей, ведь на обучение уйдёт ни один год!

История икебаны в Японии начинается с VІ века. Именно тогда на островах началось распространение буддизма, а вместе с ним пришла традиция украшать цветами священные храмы. Примерно к XІV-XV вв. икэбана полностью отделилась от религии и стала восприниматься как искусство. С XVІІ века к занятию икэбаной были допущены женщины. Законы аранжировки учитель передаёт ученикам, но лишь стойким и терпеливым он открывает самые сокровенные тайны.

В России икэбана распространена не столь широко, но уже в течение нескольких десятилетий свою работу ведут несколько филиалов японских школ, в которых обучают всех желающих. Постоянно проводятся мастер-классы художников из Японии, устраиваются выставки, где каждый может погрузиться в чарующий мир природы.

Стили икэбаны

Схематические рисунки, которые поясняют тонкости аранжировки композиций можно найти в любом учебном пособии по икэбане, но даже они не смогут помочь сконструировать настоящую композицию, так как для понимания этих схем необходимо иметь определённые навыки. Общие особенности всех стилей икэбаны можно описать в нескольких выражениях.

Именно принципы расположения растительного материала и выбор сосуда лежат в основе разделения композиций на стили. Основных веток может насчитываться от двух до девяти, хотя чаще всего используют лишь три. Они символизируют Небо (Син), Человека (Соэ) и Землю (Тай или Хикаэ). Самая длинная ветка та, которая символизирует Небо, ветка, олицетворяющая Землю, наоборот, самая короткая.

Рикка – самый древний стиль. В переводе на русский означает «поставленные цветы». Чаще всего, ветка сосны или сливы является основой вертикальной композиции. Она олицетворяет Небо, а вокруг неё располагаются остальные 8 элементов. В совокупности элементы образуют сферу. Данный стиль считается самым сложным по конструкции. Рикка воплощает в себе идеальную красоту мира. Аранжировки в стиле рикка поражают своей монументальностью: высота конструкции иногда превышает 1,5 м, ширина-1 м. В прошлом такие композиции украшали сначала храмы, а позднее замки японских аристократов.

Сёка - тоже один из старинных стилей. Его задача - раскрыть естественную красоту растений. В сёку основных элементов всего лишь три; допускаются как высокие, так и низкие вазы.

Нагэире и морибана – наиболее популярные в настоящее время стили, также состоящие из трёх элементов. Принцип расположения растений в стиле нагэире может показаться довольно простым: цветы будто небрежно расставлены в вазе. Но это лишь на первый взгляд. Всё продумано до мелочей. Высокий сосуд с узким горлом лучше всего подойдёт для композиций, составленных в этом стиле. Стиль нагэире призван показать красоту линии ветки или стебля цветка. Морибана - аранжировка из разных видов цветов в широком плоском сосуде. Цветы поднимаются прямо из воды, не касаясь стенок сосуда. Этому стилю присуща свобода аранжировки и широкий выбор расцветки. Чаще всего композиция в стиле морибана имитирует цветочную поляну или речную заводь. Показать красоту пейзажа – главная задача стиля морибана.

Руководствуясь основными принципами выразительности, мастера творят и в свободном стиле, выражая свои эмоции. Художник не ограничен в выборе сосуда и растительного материала. Свободный стиль – это стиль непринуждённого выражения, в котором ваза и цветы соединяются воедино.

Сезоны и праздники

Цветы живут вместе с человеком и природой, поэтому икэбана непременно должна создавать ощущение постоянно меняющейся жизни. Отбирая цветы для композиции, мастер передаёт им своё настроение. Если он спокоен или задумчив, то композиция, скорее всего, получится лирической, романтичной; если мастера обуревают эмоции, композиция будет яркой и динамичной.

Как вы думаете, какое растение является символом весны для японцев? Конечно же, сакура. Но составлять из нее композиции довольно проблематично: лепестки очень быстро осыпаются. Поэтому именно сакура стала олицетворением самурая, готового не задумываясь отдать жизнь за правителя. Но опытные мастера всё же составляют прекрасные композиции, причём в нижней части всегда располагают самые яркие цветки, а наверху – почки. Для весенних аранжировок выбирают ветки с молодыми побегами и, возможно, с несколькими распустившимися бутонами. Традиционными для этого сезона являются цветущие ветки абрикоса, айвы, вишни, миндаля, персика, сливы. А из цветов – ирисы, пионы, тюльпаны.

В Японии два праздника, которые отмечают весной: 3 марта (День девочек) и 5 мая (День мальчиков). 3 марта в домах, где есть девочки (дочери), расставляют старинных, богато одетых кукол. Считается, что они приносят счастье. В икэбане используют цветущие ветки персика, олицетворяющие нежность, и цветы мандаринового дерева. 5 мая принято устанавливать композиции из ириса, олицетворяющего мужество. Форма листьев напоминает меч, поэтому к зрителю они должны располагаться не ребром, а пластинкой, то есть остриём.

Летние аранжировки изобилуют цветами и травами. В большом количестве используют луговые и полевые растения.

Осень – время ярких красок, время спелых овощей, корзинок подсолнуха и хризантем. Для композиций из клёна существует строгое правило: самая высокая ветка – огненно-красная, средняя – жёлтая, нижняя – зелёная.

Материалы зимнего сезона – оголённые ветки лиственных деревьев или вечнозелёных растений, в первую очередь это сосна.

 


Икэбана - Мир цветов!

фото Икэбана

Смотрите и другие статьи о цветах:

  • Комнатные растения – лёгкие вашей квартиры!!!.
  • Букет на первое свидание.
  • Английский стиль в ландшафтном дизайне.

  • Помните, вы всегда можете оставить свой комментарий ниже и посмотреть, что думают другие читатели.

    Оставьте комментарий к этой записи ↓

    Ваше имя *

    Ваш email *

    Ваш сайт

    Ваш отзыв *

    * Обязательные для заполнения поля
    Внимание: все отзывы проходят модерацию.